Даже самый простой, на первый взгляд, веб-сайт требует пройти несколько стандартных этапов и процедур в процессе его разработки и изготовления: начиная с упорядочивания исходной информации и заканчивая решением технических проблем. Если вы внимательно прочитаете эту статью до конца и выполните все эти этапы работы, вы станете счастливым обладателем современного полезного ресурса, отличающегося техническим совершенством и информативностю. Словом, ваш сайт будет иметь все характеристики, необходимые для того, чтобы он стал надежным помощником и неотъемлемой составляющей бизнеса, которым занимается его владелец. Конечно же, все коллективы разработчиков работают по-разному, но существуют основные характерные этапы, которые проходит каждая команда:
- сбор информации;
- планирование;
- разработка дизайна;
- верстка;
- инсталляция и тестирование;
- обслуживание.
Мы постараемся подробно остановиться на каждом из них.
- Сбор информации
- Планирование
- Дизайн
- Изготовление: программирование, верстка, инсталляция
- Тестирование и запуск
- Сопровождение сайта
Первым шагом для начала работ над будущим успешным веб-сайтом является сбор и анализ информации. Для того, чтобы продумать компоновку и дизайн сайта, необходимо принять во внимание много аспектов и нюансов.
Вообще говоря, первый шаг – это самый важный шаг, и на этом этапе важно иметь твердое понимание целей и задач сайта в контексте профиля деятельности компании, для которой создается сайт. Важно правильно толковать цели и перспективы бизнеса компании, и самое главное – правильно оценивать то благотворное влияние, которое может оказать веб-сайт на ваш бизнес.
Важно, чтобы веб-дизайнер прежде, чем начинать работу, задал много вопросов. Если это не происходит, смело можете с ним расстаться – шансов на качественное выполнение работы почти нет. Если же он утомляет вас подробными расспросами, стараясь глубже понять ваш бизнес и оценить объем производственных функций, подлежащих автоматизации на веб-сайте – не ленитесь подробно ему отвечать, это полностью в ваших интересах.
Вот какие пункты следует обязательно обсудить с менеджером веб-студии, прежде чем будет составлено техническое задание:
Предназначение сайта: Вы хотите предоставить посетителю сайта информацию,
продвигать услугу или продавать продукт?
Каких целей вы хотите достичь? Два наиболее часто встречающихся
вариантов ответа на данный вопрос – заработать деньги или распространить среди
той или иной аудитории какую-то информацию.
Определите целевую аудиторию. Можете ли вы специфицировать
группу людей, которые помогут вам достичь поставленных целей? Полезно
представить себе «идеального» посетителя вашего веб-сайта. Определите требуемые
параметры – возраст, пол, и интересы. Это крайне важно для того, чтобы выбрать
содержание, компоновку и стиль дизайна вашего сайта.
Продумайте содержание сайта. Какая информация должна быть на сайте,
чтобы он нравился людям из выбранной вами целевой аудитории? Что эти люди будут
искать? Конкретную информацию, некоторый продукт или услугу, захотят оформить
онлайн-заказ или получить консультацию?
Используя информацию, собранную и систематизированную на первом этапе, мы сможем более детально расписать структуру нашего веб-сайта. Данный этап работы иногда называют составлением карты сайта.
Карта сайта представляет собой список всех основных тематических разделов сайта, а также перечень подразделов, если таковые имеются. Эта работа не напрасна, карта сайта будет для вас очень нужным и полезным документом. После того, как будет составлена карта сайта, вы сможете намного более четко представить себе, куда следует поместить тот или иной контент, каким образом надо распланировать навигационную систему.
Необходимо постоянно помнить, что пользователь веб-сайта – ваш потенциальный или действующий клиент. Это те самые люди, которые будут узнавать подробности о ваших товарах и/или услугах или будут приобретать эти товары и/или заказывать услуги. Хороший пользовательский интерфейс не просто создает удобство пользователям. Хороший интерфейс закладывает основы значительных уровней продаж на вашем сайте.
На этапе планирования сайта веб-дизайнер должен помочь вам решить, какие именно технологии должны быть реализованы в алгоритме программного обеспечения сайта. Прежде всего необходимо выбрать тип и «модель» системы управления контентом сайта.
Нужна ли на сайте форма обратной связи? Следует ли оснастить сайт интерфейсом для оказания онлайн-консультаций? Какая разработка должна быть базой для дальнейшего развития алгоритмов сайта? Должен ли это быть како-нибудь фреймворк, такой как WordPress или Yii? А, может быть, в простых случаях необходимо вовсе обойтись без стандартных CMS и выполнить алгоритм сайта на так называемом «чистом PHP»?
Так или иначе, для новичков вопрос выбора технологий достаточно сложен и распадается на множество подвопросов, каждый из которых достоин отдельной статьи. Поэтому, если заказчик неискушен в технических подобностях веб-программирования, здесь ему придется довериться советам специалиста, надеясь на то, что хорошая репутация оного окажется достаточной страховкой от ошибочных решений.
Тот объем информации относительно будущего сайта, который нам удалось собрать в предыдущих пунктах, позволяет перейти к продумыванию внешнего вида сайта, или как принято говорить, к его дизайну.
Важнейшим фактором, который мы должны здесь принимать во внимание, является целевая аудитория будущего сайта. Внешний вид сайта, предназначенного для подростков, например, будет существенно отличаться от дизайна в случае разработки официального ресурса какого-нибудь финансового учреждения.
В процессе разработки эскиза нельзя забывать о таких специфических элементах, как логотип фирмы или корпоративные цвета компании, что обеспечит оригинальный внешний вид и четко идентифицирует бизнес-структуру заказчика. Технология разработки дизайна состоит в том, что художник рисует эскиз сайта. Обычно этот эскиз выполняется в виде файла jpg, который, после утверждения заказчиком, послужит базой для HTML-верстки макета сайта. Помимо эскиза главной страницы, необходимо разработать дизайн внутренних страниц, а также придумать, нарисовать и выполнить в электронном виде специальные символы, иконки, линии и рамки.
Важно, чтобы на этом этапе вы работали в максимально тесном контакте с дизайнером. Обмен мнениями, оценками и идеями повлияяет на окончательный дизайн вашего веб-сайта с самой лучшей стороны.
Вот и настал момент, когда можно приступать к воплощению всех идей и зарисовок «в металле». Специализация персонала, выполняющего этот этап, непосредственно следует из названия данного пункта: верстальщик создает шаблон сайта исходя из дизайнерских эскизов, а программист кодирует и инсталлирует алгоритм сайта. Реализуются интерактивные элементы, такие, как форма обратной связи, форма редактирования личных данных, страницы оформления и оплаты заказов интернет-магазинов.
Здесь надо пояснить для неискушенных читателей, что в большинстве случаев программисту не требуется ничего программировать, по большому счету. Все дело в том, что многие функции сайта уже давно запрограммированы. Перефразируя популярный кинофильм, можно было бы сказать «все уже запрограммировано до нас». Однако, не все так просто. Существует много сложных и нестандартных прикладных задач, где без программирования обойтись нельзя.
Даже если исполнителю не придется писать объемные блоки программного обеспечения, такие как, например, специализированные системы скидок, персонал веб-студии обязан владеть тонкостями процессорных сред и фреймворков, иначе нельзя. Поэтому заказчику следует ориентироваться на исполнителей, имеющих соответствующую квалификацию в данном вопросе.
Верстка, программирование и инсталляция, как правило, неотделимы друг от друга и выполняются в едином производственном процессе. Готовые блоки кода HTML/CSS внедряются в программные модули, получившийся код тестируется в едином проекте. Хорошо, если в этом процессе посильное участие принимает заказчик, который может выполнить элементарное тестирование и дать промежуточную оценку внешнего вида и функционала будущего сайта.
На данном этапе веб-мастеру предстоит доработать мелкие детали проекта и протестировать веб-сайт. В крупных компаниях для тестирования этого существуют соответствующие должностные единицы. Тестировщик должен проверить полную функциональность форм и сценариев, удостовериться в совместимости различных модулей и блоков, открыть сайт в разных браузерах, протестировать формы обратной связи и редактирования параметров заказа интернет-магазина.
Помимо внешней проверки, выполняемой тестировщиком, необходима также проверка валидности HTML/CSS кода. Для этого существуют специальные онлайн-сервисы, однако и человеку на этом этапе предстоит выполнить большой объем работы. Отсюда понятно, что квалифицированный веб-дизайнер в наше время должен обладать огромным багажом специальных знаний, хорошо разбираться в современных стандартах и средствах разработки веб-сайта.
На этапе запуска веб-мастер должен выполнить несколько технических операций, на которых мы не будем подробно останавливаться в данной статье. Отметим лишь, что суть этих операций сводится к регистрации и настройке параметров домена, конфигурированию веб-сервера и обеспечению безопасности сайта для защиты от возможных посягательств на его целостность со стороны злоумышленников.
Еще один важный этап – SEO-настройка сайта, т.е. обеспечение корректного содержания сайта с точки зрения пригодности для индексации поисковыми системами, такими как Яндекс и Google. Поскольку данная тематика сложна для неподготовленного читателя, мы на ней подробно останавливаться не будем. Отметим лишь, что важными являются т.н. метаданные сайта – метазаголовки и метаописания страниц, ключевые слова. Кроме того, с точки зрения SEO предъявляются специфические требования к контенту сайта. Начинающему заказчику следует понимать, что SEO-мероприятия очень важны для будущего сайта, в противном случае ваш новый проект может оказаться «мертвым грузом», поскольку никто не будет его посещать.
Итак, ваш сайт готов и замечательно работает. Но нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо привлечь посетителей на новый сайт, чтобы ознакомить их с содержанием ваших услуг и/или с описанием продуктов и товаров. Очень важно, чтобы посетители приходили на сайт еще и еще, это будет означать, что ваш сайт очень качественный. А для того, чтобы информация на сайте всегда соответствовала реальности (сейчас говорят "в оффлайне"), лучше всего воспользоваться соответствующими услугами провайдера. речь идет о т.&nbsap;н. контент-менеджменте, так называется услуга внесения изменений в содержимое сайта и имплементация дополнений.
Помимо контента, определенных усилий требует и техническая сторона дела. Например, если контент сайта постоянно меняется, то необходимо регулярное резервное копирование данных. Кроме того, в интересах безопасности, а также в целях расширения функционала проекта, необходимо выполнять постоянное обновление системы управления контентом, а также ее составляющих, например, плагинов и ПО управления форумом, средств отображения фото- и видеоматериалов.
Главное, поддерживайте хорошие партнерские отношения с разработчиком сайта. Это позволит вам вывести сайт на требуемый бизнес-уровень и решить все поставленные задачи.