Людям, неискушенным в интернет-технологиях, само словосочетание «интернет-магазин» может показаться таинственным и пугающим. В действительности же ничего загадочного и потустороннего в технологии веб-коммерции нет. Там есть лишь очень сложное программное обеспечение, задача которого состоит в том, чтобы посетитель сайта видел всю информацию в удобном виде, а также смог бы с этой информацией выполнить те или иные функции.
Программное обеспечение, которое заказчик получает в виде работающего сайта, можно разделить на две принципиально различные части. Первая часть – условно стандартные программы, разработанные для сотен и тысяч пользователей, например, система управления контентом Вордпресс или плагин Вукомерс. Вторая часть – программное обеспечение, разработанное специально для данного заказчика. Задача этого ПО – связать воедино все возможности стандартных программных средств, а также решить те задачи, для которых отсутствуют готовые решения. Данная статья посвещена программным средствам из второй части данной классификации.
Для того, чтобы запрограммировать вышеуказанную специализированную часть проекта, исполнителю необходимо иметь документ, в котором будут перечислены требуемые функции и характеристики будущего сайта. С одной стороны, исполнитель не может угадать пожелания заказчика. С другой стороны, заказчик не всегда имеет полную информацию о возможностях того или иного программного обеспечения. Поэтому, попробуем перечислить типовые пункты технического задания на разработку интернет-магазина. Для определенности будем использовать технологию Вордпресс/Вукоммерс, однако, вся нижеприведенная информация вполне применима и к другим вариантам технологий. Отметим, что многие из этих пунктов действительны и для создания корпоративного портала или персонального блога.
Зачастую обращение в техподдержку результатов не приносит, программисты веб-студии решают задачи и устраняют проблемы самостоятельно.
Специализированные программные модули, такие, например, как шаблоны (в Вордпрес используется термин «тема»), зачастую являются низкотиражными, т.е. их использует небольшое (несколько сотен, а то и меньше) количество программистов. В связи с этим, в том случае, когда в коде имеется ошибка, существует вероятность того, что эта ошибка будет обнаружена не сразу.
Часто встречаются ошибки, связанные с отсутствием совместимости приобретенного шаблона с новыми версиями ПО, такого как Вордпресс, Вукомерс и др.
Внешний вид меню в большинстве платных шаблонов запрограммирован разработчиками шаблона.
Устранение возможных ошибок верстки и/или логики, которые часто встречаются у разработчиков шаблонов, особенно в мобильной версии меню.
Категории товаров можно создавать автоматически из имеющихся в системе категорий товара (оригинальная разработка программистов нашей веб-студии).
Как правило, меню категорий товаров не входит в состав ПО платных шаблонов, за редким исключением. Поэтому, необходимо выполнять верстку меню – для стационарных и мобильных устройств.
Интеграция структурированных файлов XML, XLS, или др. с базой данных товаров действующего интернет-магазина с помощью специализированного ПО.
Нестандартное программное обеспечения, с помощью которого цены товаров интернет-магазина становятся динамическими, т.е. они зависят от суммы заказа, категории покупателя и т.д.
Целесообразность затрат на размещение оригинальных текстов подробно рассмотрена в этой статье. Система категорий служит для систематизации публикаций, если их количество превышает несколько десятков.
Администратор сайта получает возможность публиковать одностраничные статьи, которые автоматически попадают в соответствующие разделы категорий. Все списки публикаций имеют автоматическое разбиение на страницы (т.н. фрагменты, которые посетитель сайта может перелистывать).
Для имплементации фотогалереи существует множество стандартных JavaScript/jQuery-плагинов, как правило, бесплатных. Задача программистов – привязать серверный алгоритм управления изображениями к внешнему представлению фотогалереи.
Размещение изображений в проектах, выполненных на основе технологий HTML/CSS или шаблонизатора PHP, выполняется персоналом веб-студии. На сайтах, имеющих систему управления контентом, такую как Вордпресс, заказчик может размещать изображения самостоятельно.
Рекомендуется размещать фотографии с подписями и альтернативными текстами.
Несложный лототип заказчика может быть разработан сотрудниками веб-студии.
Логотип размещается в левом верхнем углу страницы сайта. На некоторых сайтах логотип дублируется в подвале страницы.
Иногда, в зависимости от технического и художественного решения, логотип на мобильной версии размещается по центру экрана устройства.
Иконка сайта – это маленькое стилизованное изображение, которое высвечивается на вкладке браузера. Это помогает пользователю ПК ориентироваться в своих открытых вкладках. Кроме того, некоторые поисковые системы высвечивают иконку в поисковой выдаче.
Несложная иконка сайта может быть разработана сотрудниками нашей веб-студии.
Измененять можно цвет и характер фона и рамок. Мы подберем подходящие цвета элементов страницы, выберем размеры и гарнитур шрифтов.
Такие страницы называют статическими, поскольку их номенклатура заранее предопределена в техническом задании. Динамическими можно называть страницы тематических статей, поскольку в техническом задании на разработку сайта не регламентируется количество таких статей. Соответственно, страницы описания товаров в интернет-магазине также являются динамическими.
В комплект поставки профессионального шаблона входят многочисленные виджеты. Виджетами называют логически обособленный блок на верхней, боковой или нижней панели сайта, в котором реализована логика отображения или управления данными. Размещение видждетов существенно улучшает внешний вид и повышает качество функционала сайта.
Перечислим лишь некоторые параметры, которые необходимо настраивать: форма отображения валюты, зоны обслуживания, параметры доставки, параметры оплаты и т.д.
Если посетитель сайта прошел процедуру регистрации, то у него появляются дополнительные возможности: личный кабинет, история заказов и т.д.
Регистрация сайта в сервисах «Google для веб-мастеров» и «Yandex-вебмастер».
Создаем специальный XML-файл с перечнем всех страниц сайта. Этот файл необходим для более полной и более быстрой индексации сайта поисковыми системами.
Для ускорения индексации необходимо разместить хотя бы несколько ссылок на различные страницы сайта. Ссылки можно и нужно размещать как в социальных сетях, так и в публикациях, размещенных на других сайтах в Интернете.
Счетчики могут быть размещены явно, или они могут быть скрытыми. Для углубленного анализа юзабилити сайта, улучшения конверсии рекламных кликов, необходимо устанавливать аналитические программные средства, такие как «Google аналитикс» и «Yandex-метрика».
Файл необходим для корректной индексации сайта поисковыми системами.
В записи журнала попадают тексты сообщений по обратной связи, прошедшие верификацию капчей, а также дополнительная информация о заказах.
Вариантов улучшения качества сайта очень много. Мы перечислили основные. В каждом конкретном случае техническое задание должно быть уточнено согласно пожеланиям заказчика и на основе анализа конкурентов, работающих на рынке.